ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении вступительного экзамена по русскому языку
(Рекомендации для подготовки к вступительным испытаниям по русскому языку)
Целью изложения с элементами сочинения как формы вступительного экзамена по русскому языку является проверка знаний абитуриентов по теории и практике русского языка, умение излагать правильно и последователь-но мысли в соответствии с темой, проверка навыков по культуре речи и стилистике. В данном случае экзаменующимся предлагается не только подробно передать содержание и последовательность текста, сохраняя языковые средства, стиль текста и особенности авторской речи, но и выполнить творческое задание, в котором необходимо выразить свое отношение к услышанному, высказать свою точку зрения на проблему, обозначенную в исходном тексте.
В качестве экзаменационного материала будут предложены тексты художественного, научно-популярного или публицистического стилей объемом 700–750 слов. Среди них могут встретиться проблемные и портретные очерки, лирические зарисовки и размышления, художественные характеристики (одного лица или группы лиц), публицистические рассуждения и т.д. Продолжительность экзамена – три астрономических часа (180 минут). Текст изложения зачитывается экзаменатором два раза. Объем экзаменационной работы абитуриента должен составить не менее 500–550 слов. Творческое задание должно занимать 1/5 часть текста. Максимальный балл – 100.
Рекомендации по написанию изложения с элементами сочинения
Изложение с элементами сочинения как вид экзамена представляет собой подробный письменный пересказ фрагмента текста художественного, научно-популярного или публицистического стиля. Изложение позволяет абитуриенту продемонстрировать целый комплекс умений и навыков, необходимых для обучения в высшем учебном заведении.
Изложение с элементами сочинения как форма вступительного испытания предусматривает наличие следующих основных умений и навыков у абтуриента:
– восприятие на слух звучащей речи разного содержания;
– запоминание содержания текста, формулировка главной мысли, умение разбивать целое на части;
– понимание смысла услышанного и воспроизведение его как можно ближе к оригиналу;
– пользование литературной письменной речью, т.е. умение правильно строить предложения, отбирать языковые средства в соответствии с содержанием;
– сохранение в памяти и письменная передача авторского стиля;
– свободное владение литературной письменной речью для создания творческих работ различного характера;
– грамотное в орфографическом, пунктуационном, грамматическом и стилистическом отношениях оформление своей работы.
На вступительном экзамене по русскому языку абитуриенту при написании изложения с элементами сочинения предстоит выполнить два задания. Первое – написать полный пересказ данного текста. Второе – выполнить в письменной форме задание творческого характера: ответить на вопрос, изложить свою точку зрения на проблему, поставленную в тексте, написать свой вариант возможного развития событий, характеристики героев и т.д.
Для изложения будут предложены отрывки из художественных, публицистических и научно-популярных произведений. Текст будет прочитан преподавателем дважды. Первый раз – в замедленном темпе, при этом абитуриенты записывают в черновике опорную информацию. Второй раз текст читается в обычном темпе речи, затем абитуриенты составляют на черновике план пересказа (схему строения текста) и приступают к непосредственной работе над его написанием.
На вступительном экзамене абитуриенту необходимо:
– выделить главную тему предложенного произведения;
– разбить текст на микротемы (относительно самостоятельные части);
– выделить их главную мысль, записать по возможности их проблематику;
– в процессе прослушивания текста полезно выделить опорные слова, которые будут нужны для изложения;
– главную мысль автора необходимо обосновать примерами, выбирая из текста соответствующий материал;
– зафиксировать близко к тексту встречающиеся цитаты или ссылки на авторитеты, чтобы передать их в максимально корректном виде, соответствующем содержанию;
– во время второго прочтения текста систематизировать сделанные записи и скорректировать проблематику микротем;
– только после этого приступить к составлению схемы (плана) пересказа.
Изложение – это результат восприятия, осмысления и передачи не только предложенного текста, но и его художественно-стилистических особенностей. Значит, запоминать следует не только содержание материала, но и его языковую форму. Воссоздавая текст, абитуриент должен решить вслед за автором и определенную стилевую задачу. Для художественного стиля это — описать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение; для делового — сообщить точные сведения; для научного — изложить теоретические сведения, доказав, объяснив сказанное; для публицистического — убедить читающего в своей точке зрения, воздействовать на него.
Критерии оценки изложения с элементами сочинения
Изложение с элементами сочинения оценивается с учетом основных задач преподавания русского языка: формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков, овладение нормами современного русского литературного языка и обогащение словарного запаса, обучение умению логично и связно излагать мысли, приобщение учащихся к произведениям отечественной и мировой художественной культуры, развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений искусства.
При оценке содержания работы учитываются:
– полнота раскрытия темы;
– логичность и последовательность изложения (т. е. соблюдение временных и причинно-следственных отношений);
– соответствие работы теме и замыслу прослушанного текста.
При оценке речевого оформления учитываются:
– разнообразие словаря и грамматического строя речи;
– стилевое единство и выразительность речи;
– количество орфографических и пунктуационных ошибок.
Содержание и речевое оформление оцениваются в соответствии со следующими критериями:
Баллы | Содержание | Грамотность |
---|---|---|
100–80 | Содержание работы полностью соответствует продиктованному тексту. Передано от 100 % до 80 % информации. Фактические ошибки отсутствуют. Достигнуто целевое единство и выразительность текста. Содержание излагается последовательно. В работе полно и аргументировано даны ответы на вопросы, сформулированные в творческом задании, что свидетельствует об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения по предложенной теме. Допускается один стилистический недочет. | При отсутствии орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок или при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки. |
79–60 | Содержание работы, в основном, соответствует продиктованному тексту. Передано от 80 % до 70 % информации. Содержание, в основном, достоверно, но имеются 1–2 фактические неточности или 1–2 незначительные неточности в последовательности изложения. Стиль работы отличается единством и выразительностью. Достаточно полно даны ответы на вопросы, сформулированные в творческом задании, что свидетельствует об умении делать выводы и обобщения по предложенной теме. Допускается не более 2-х стилистических недочетов. | Допускается не более чем 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок; 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических ошибок; 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических и грамматических ошибок; 3 грамматические ошибки при отсутствии орфографических и пунктуационных ошибок; 2 грамматические и 1 орфографическая ошибка при отсутствии пунктуационных. |
59–35 | В работе допущены частичные отклонения от содержания продиктованного текста. Передано от 70 % до 55 % информации. Работа достоверна в главном, но в ней имеются 3–4 фактические неточности. Имеются 1–2 серьезных нарушения в последовательности выражения мысли. Обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения при ответе на во-просы, сформулированные в творческом задании. Допускается не более 4-х стилистических недочетов. | Допускается не более чем 4 орфографические и 3 пунктуационные ошибки при отсутствии грамматических; 3 орфографические и 4 пунктуационные при отсутствии грамматических ошибок; 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических и грамматических; 5 грамматических ошибок при отсутствии орфографических и пунктуационных. |
34–0 Экзамен не сдан | Работа не соответствует продиктованному тексту. Передано менее 55 % информации. Допущено более 4 фактических неточностей. Работа состоит из путаного пересказа отдельных событий. Нарушена последовательность изложения мыслей. Отсутствует связь между ними. Обнаруживается неумение делать выводы и обобщения при ответе на вопросы, сформулированные в творческом задании. Имеется более 4 стилистических недочетов. Есть нарушения этической нормы или фактологической информации. | Допущено орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок больше, чем предусмотрено предыдущей оценкой. |
В процессе выполнения работы абитуриент использует для чистовика и черновика экзаменационные листы, которые выдает экзаменационная комиссия Академии ФСО России.