Да конечно, есть очень много задания на сравнения, на обобщения, на классификацию понятий, поэтому математические действия формируются в ходе выполнения заданий. Конечно, чаще мы говорим о предметных результатах, и реже мы говорим о метапредметных результатах.

Именно поэтому тема сегодняшней статьи - это формирование метапредметных умений на всероссийские олимпиады по химии и математике.

Для примера нового образа преподавания можно взять обобщение способов решения квадратных уравнения. Множество квадратных уравнение бывают очень не похожи на конечных результат. Их ещё нужно привести к виду квадратных уравнений. Далее уже ученики видят, уже составляют план, что нужно помножить на наименьшее общее кратное, например. Это первый этап работы, зачем нужно раскрыть скобки, привести подобные слагаемые, перенести из одной части в другую с противоположным знаком. Еще до решения появляется план работы, а потом только план решения.

Нам хочется, чтобы, видя квадратные уравнения, ученик сказал, что сначала я приведу его к квадратному уравнению, а потом я посмотрю и подумаю.

Только такой подход можно называть «математикой» и использовать его, проходя всероссийские дистанционные олимпиады по математике «Отличник». Ведь совершенно неприемлемым является то, что необразованные ученики видят квадратное уравнение и начинают сразу в лоб бросаться искать корни уравнения по формулам корней. Это определенно плохой способ.

В качестве сложного составного логического действия можно рассматривать общий прием решения задач. И здесь можно выделять такие компоненты и приемы решения задачи, как анализ текста и перевод текста на язык математики, когда с естественного языка мы переводим задачу на язык математики, получаем математическую модель в виде системы уравнений или систему неравенств. Конечно, нужно установить отношения между данными вопросами, иначе модель не получится.

Нужно обязательно составить план решение уравнений, составить план решения задачи, проговорить этот план с учениками. Проанализируйте систему упражнений, выделите типы заданий. Учитель всегда все это проговаривает. Следующим компонентов дистанционного обучения олимпиадам по математике является осуществление плана решения. Одни ученики могут проговорить план решения, но не все ученики, например, смогут его выполнить по техническим трудностям.

В заключении происходит проверка и оценка решения. У нас много качественных задач в учебнике текстовых задач. Когда задача решена и ответ уже получен, нужно обсудить что за число мы получили, может ли это число является ответом на поставленный вопрос, может ли быть концентрация такого вещества, можно ли вещество с такой концентрацией перевозить в каких-то цистернах или нельзя. Всероссийские дистанционные олимпиады по химии очень хорошо показывают уровень подготовки учащихся именно в такого типа вопросах.