Новости

767575767volhonkaВ столице разгорается скандал вокруг «Кремлевской АЗС». Пушкинский музей пытается перенести старейшую в городе заправку с Волхонки на Кремлевскую набережную. Против этого выступают местные жители, которые «не хотят дышать бензиновыми парами». Их поддерживает «Архнадзор». В истории разбиралась Мария Погребняк.
Кремлевская АЗС знакома каждому жителю Москвы, это единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца. Она находится всего в паре минут ходьбы от Пушкинского музея и храма Христа Спасителя. Обычные москвичи заправляться здесь не имеют права. Объект предназначен исключительно для машин сотрудников Федеральной службы охраны. Не так давно Пушкинский музей получил разрешение на перенос заправки: ему это необходимо для реализации масштабного проекта «музейный квартал».

Демонтаж должен начаться уже в этом году. Все это напоминает рейдерский захват земли, отметила муниципальный депутат района Хамовники Александра Парушина: «Перенос заправки — это, конечно, действия противоправные и категорически недопустимые. Очевидно, что она никому не мешает и редко используется, она хороша собой, красива.
Каждому понятно, что переносить заправку никто не будет, она, естественно, будет уничтожена.
И фактически сейчас ФСО выгоняют на набережные: мощнейшую службу охраны вышвыривают на другой менее удобный участок».
Заправка в стиле советского ар-деко — объект культурного наследия и памятник архитектуры. Она осталась единственным реализованным элементом так и не построенного Дворца Советов, ради которого был взорван храм Христа Спасителя. Авторство АЗС приписывают известному архитектору Алексею Душкину, который проектировал высотку на площади Красных ворот и Центральный Детский мир. Предполагается, что на месте бензоколонки появится концертный зал-трансформер. По мнению координатора «Архнадзора» Константина Михайлова, если отказаться от этой идеи, АЗС вполне можно вписать в инфраструктуру нового комплекса: «Строительство на этом месте, конечно, грубо нарушит историческую среду здания. Эта АЗС за давностью лет стояния уже фактически сама стала частью этой исторической среды.
Поэтому самый лучший проект — это сделать здание станции своеобразным входным павильоном в комплекс Пушкинского музея.
Это было наилучшим вариантом, чтобы оставить в сохранности саму заправку и земельный участок».

Заправку Пушкинский музей решил перенести во двор одного из домов на Кремлевской набережной. Пока жильцы были на дачах, в мае прошлого года там спилили вековые тополя. Затем рабочие ночью начали сносить фрагмент старинной стены. Судя по плану проекта, бензоколонка окажется в 3 м от здания, в то время как по закону должно быть минимум 25 м, рассказала жительница дома Алла: «Мы живем как на вулкане. Идут работы: они роют, бурят. В документах не указано, что будет делаться, там просто написано “объект”, а вот уж какой конкретно, не сказано. Заключений, насколько мне известно, у них еще не было, но тем не менее работы, не понятно почему, происходят. То есть это заповедная территория, водоохранная зона, культурное наследие, по пожарным нормам тут ничего никак не проходит. Помимо этого, была стена XV века, которую снесли без экспертиз».

В частности, будут нарушены санитарно-эпидемиологические нормы, а также пункты Водного кодекса России и устава Пушкинского музея, которому принадлежит территория двора дома. При этом рабочие уже вырубили деревья под строительную площадку.

«Конечно, речь идет о сносе, потому что невозможно ее просто так взять и перенести. Это объект капитальный, и разговорами о ее переносе прикрывают планы по ее фактическому сносу и воссозданию здания в каком‑то другом месте. А воссозданная заправка не имеет никакой исторической ценности», — считает активист организации «Архнадзор» Никита Иноземцев.

«Кремлевская АЗС» — единственная бензоколонка в пределах Бульварного кольца в Москве. Она была построена в 1930-е годы под руководством архитектора Алексея Душкина и считается объектом культурного наследия и памятником советской архитектуры.

ИСТОЧНИК: https://www.kommersant.ru/doc/3922390