Изложение (обобщенное название одного из видов связной речи) – это передача в письменной форме содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение с элементами сочинения заняло прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку.
Содержание экзаменационной работы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности следующих умений:
• извлекать информацию при аудировании и чтении;
• адекватно понимать и интерпретировать текст в соответствии с темой, стилем, функционально-смысловым типом речи;
• создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст с различной степенью свернутости;
• соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические).
Изложение направлено на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме. Напомним, что подробный пересказ характеризуется как близкий к исходному тексту, когда сохраняются подробности и детали и ничего не надо придумывать. Конечно, нельзя повторить текст слово в слово (для этого нужна феноменальная память), но нужно сохранить его стиль, т. е. текст, представляющий собой образец стиля художественной литературы, нельзя передавать в научном, или деловом, или в каком-либо другом стиле. В подробном изложении должно быть сохранено около 70 % исходного текста (слова и обороты речи, синтаксические конструкции), кроме того, учитывается сохранение авторских средств художественной, эмоциональной выразительности.
Методика чтения изложения
Текст читается два раза.
Первое чтение проводится в обычном темпе. Абитуриенты должны воспринять текст как целое, выделить главное и второстепенное в содержании, усвоить сюжетную линию и, в конечном счете, получить эмоциональный посыл, который и поможет написать свое, оригинальное сочинение.
После первого чтения текста преподаватель должен объяснить некоторые слова и выражения, которые непонятны абитуриентам, записать на доске имена собственные и даты. В промежутке между чтениями абитуриенты должны набросать элементарный план, зафиксировать основные сюжетные линии.
Некоторые поступающие при первом прослушивании бросаются записывать все подряд, не заботясь о структуре исходного текста, не слыша «ключевых» слов, особенностей языка автора, и время, которое дается на упорядочение первичной информации, уходит на разбирательство собственного почерка, соотнесение слов с предложениями и т. д. Часто обучающиеся выбирают вместо плана опорный конспект . Такой способ фиксирования информации тоже возможен. Наиболее эффективен тот, при котором лист делится пополам вертикальной чертой, на одной стороне после (или во время) первого чтения записываются опорные слова, на другой – после (или во время) второго чтения делаются уточнения, дополнения, фиксируются яркие авторские слова и выражения
Второе чтение должно быть в более медленном темпе. Абитуриенты в это время более детально следят за строением текста, выстраиванием микротем в структуре макротемы, восстанавливают недостающие звенья в цепи повествования. Кроме того, они окончательно определяют стилевую типоречевую принадлежность текста, обращая внимание на языковые и грамматические его особенности.
На основании предварительных записей абитуриент составляет подробный план, который помогает логически выстроить работу. После составления плана в его окончательном варианте (не более 5 минут) слушатели приступают к написанию текста изложения.
Методика написания изложений разных типов. Виды изложений
По характеру текстового материала изложения распределяются по следующим основным видам:
1) повествовательное (с сюжетным, фабульным содержанием);
2) описательное (или с элементами описания);
3) изложение + рассуждение (или с элементами рассуждения).
При этом нужно учитывать, что в «чистом» виде изложения одного и того же типа встречаются редко, обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах зачастую присутствует рассуждение, а повествование порой перемежается и описанием, и рассуждением. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной вид изложения, так как каждому из них присущи свои особенности. Рассмотрим их в общих чертах.
Повествовательное, или сюжетное , изложение – наиболее простой вид работы. В нем может идти речь о происходящих событиях, о жизни людей (или городов, стран и т. п.), о характере какого-либо рода деятельности и т. д. Повествование бывает не только художественное (большей частью), но и чисто информативное. При этом для художественного текста необходимы такие стилевые черты, как образность, эмоциональность, для деловой или научной информации – конкретность, точность, лаконичность выражения мысли. Для того и другого вида текста необходима картина последовательно сменяющих друг друга действий.
Работа над изложением систематизируется, если абитуриент ответит для себя на такие вопросы:
1. Есть ли в каждом из фрагментов сведения, без которых все последующее повествование будет непонятным?
2. Какие детали происходящего важны для развития действия, для раскрытия основной мысли, а какие можно опустить? Почему?
3. Как мысль, выраженную в каждом фрагменте, сформулировать короче?
4. Как относится к персонажам автор?
5. Кого из них можно назвать главным действующим лицом? Как этот герой связан с основной мыслью текста?
Сюжетное изложение дисциплинирует мысль абитуриента, приучает к последовательной передаче фактов, способствует умению установить причину происходящего, отделить главное от второстепенного, раскрыть композицию и идею произведения.
Описательное изложение более сложный (если не самый сложный) вид работы. Абитуриентов затрудняет не только создание описаний, но и воспроизведение, даже восприятие их. Это во многом объясняется тем, что в текстах данного типа нет динамики развивающихся событий (а это обычно легко улавливается слушателями), увлекательности сюжета, что свойственно предыдущему виду. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное описание предмета (явления, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков. Воспринимается, а тем более пересказывается такой текст с трудом.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо осмыслить:
1. Какие детали предмета и почему именно они выделяются для его показа?
2. Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
3. Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
4. Какие средства языка использованы?
В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию.
Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; излагать их надо в стройном единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т.п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области.
Наконец, последний тип — изложение + рассуждение. Этот вид работы обычно затрудняет абитуриентов. В основном они недостаточно хорошо знают, из каких структурных элементов состоят подобные тексты, как определить их главные части: тезис, аргументы, вывод. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
1) выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
2) уточнение основной мысли высказывания;
3) построение рассуждений со сложной аргументацией;
4) отбор языковых средств;
5) воспроизведение текста от третьего лица с помощью «слов-помощников»;
6) построение собственных рассуждений, обосновывающих соответствующий вывод из сказанного.
Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления абитуриентов, приучает их к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
Рекомендуемый порядок написания изложения:
1. Внимательно прослушайте текст; выясните значение непонятных слов.
2. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
3. Вдумайтесь в название текста (если оно есть) или назовите его (если есть такое задание). Определите, что используется для названия — тема или идея.
4. Определите, к какому типу речи относится текст (описание, рассуждение, повествование) и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.
5. Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно плану, предложенному преподавателем, или составьте план самостоятельно.
6. Определите стиль текста (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой). Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении.
7. Напишите черновик изложения, затем после исправлений и проверки перепишите его начисто.
Сочинение-рассуждение
Вступительное испытание по русскому языку предполагает написание небольшого по объему (100 слов) сочинения-рассуждения. Задание предполагает ответ на проблемный вопрос, который связан с содержанием представленных отрывков.
Оцениваются умения абитуриентов понимать основную мысль, объединяющую прослушанный и прочитанный тексты, адекватно передавать ее в собственном письменном высказывании; логично, последовательно и связно подтверждать версию автора или доказывать свою, приводя как собственные аргументы, так и извлеченные из исходных текстов. Учитываются также практические умения, необходимые для повседневной речевой практики: речевое оформление, грамотность.
Сочинение должно обладать всеми основными признаками текста: смысловой цельностью, структурной связностью, членимостью. На степень проявления смысловой цельности влияют такие характеристики, как связность, логика развития замысла, законченность.
Средством организации текста сочинения как единого целого является композиция . Текст должен члениться на необходимые для раскрытия темы композиционные части, а также обращается внимание на их соразмерность и продуманную последовательность. Композиционные части — это наиболее крупные фрагменты сочинения. В качестве таких частей выступают зачин, основная часть, концовка. Каждая из частей пишется по определенному стандарту.
Следует отметить, что при написании сочинения-рассуждения абитуриент должен обязательно опираться на содержание исходных текстов. Однако следует обратить внимание обучающихся на недопустимость простого пересказа текста (текстов), в сочинении-рассуждении надо представить собственные выводы по поводу высказанных в текстах мыслей. Необходимо не только выявить и осознать проблему, поднимаемую автором (или авторами), но и выразить свою позицию по данной теме, а также привести доводы в защиту собственной точки зрения (совпадающей или не совпадающей с точкой зрения автора) по затронутым в тексте проблемам.
Ответ на вопрос должен представлять собой гармоничное сочетание анализа и интерпретаций текста. Лучше всего это можно выразить в таком типе речи, как рассуждение, соблюдая при этом структуру: тезис — аргументы —- выводы.
Напоминаем, что здесь требуется написание своего, оригинального текста, строго соответствующего поставленной проблеме. Однако не стоит сводить свой ответ к инфантильной оценке вроде «понравилось — не понравилось», «согласен — не согласен». В этой части работы оценивается именно индивидуальное умение создавать мини-сочинение.
Как и любой текст, сочинение-рассуждение имеет свой стандарт. В его основе лежат требования жанра и стиля. В этой части вам предстоит показать уровень культуры мышления.
Зачин — начало письменной работы. Он может быть разным: нейтральным или эмоциональным, неожиданным. Первое предложение едва ли не самое трудное: от того, какое будет начало, зависит и вся тональность сочинения.
Начать сочинение можно с указания типа текста (рассуждение, повествование, описание), на основе которого вы пишете сочинение; назвать тему и проблему, которую поднимает автор в связи с темой.
Основная часть — наиболее объемная часть текста вашего сочинения, которая развивает идею зачина. Объем второй части сочинения может быть различным, это зависит от характера мысли, вида речи, индивидуального стиля и других факторов,
Эта часть сочинения должна состоять из таких основных пунктов:
• выявление позиции автора по затронутой проблеме;
• комментарий основных суждений, высказанных автором;
• выражение собственного мнения (совпадающего или не совпадающего с мнением автора), аргументируемое примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.
Как и всякий письменный текст, сочинение должно иметь абзацное членение. Не следует начинать абзац с предложения второстепенного значения.
Последняя композиционная часть вашего сочинения — концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише типа: «Все сказанное убеждает читателя в том, что...», «Подводя итог сказанному, можно сделать вывод...» и т. п.
При написании сочинения-рассуждения очень важно умело сочетать опору на содержание текста с собственными выводами и суждениями по поводу высказанных в тексте мыслей. Надо не только понять и проанализировать авторскую позицию, но и привести доводы в защиту собственной точки зрения, даже если она не будет совпадать с авторской.
Ваш текст сочинения-рассуждения должны отличать:
• наличие определенной темы; наличие основной мысли;
• смысловая и структурная связность;
• композиционная стройность;
• точность, богатство и выразительность речи.
Тезис — главная мысль текста, главное утверждение, которое выступающий старается обосновать. В нашем случае тезис — это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть.
Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому вам может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.
Аргументы — это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения — словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...».
Необходимо помнить, что формы выражения мысли в устной и письменной речи различны. Требования к письменному тексту диктуют необходимость точного выбора того или иного слова, его формы, нужной синтаксической конструкции, употребления речевого оборота, стиля и способа изложения материала в соответствии с авторским замыслом.
Порядок работы над сочинением-рассуждением:
1. Определите, какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты.
2. На основе выделенной темы задайте идею своему сочинению, составьте элементарный план и приступайте к написанию.
3. Помните, что, несмотря на малый объем, сочинение должно иметь трехчастную форму: тезис — аргументы — вывод.
4. Проверьте стилистическое и речевое оформление вашего текста; проверьте грамматику, орфографию и пунктуацию.
Рекомендуемая литература
ОСНОВНАЯ:
1. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник /Под. ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2016. – 480 с.
2. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для бакалавров/ Под общ. ред. В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2015.
3. Современный русский литературный язык: Учебник. /Под ред. акад. РАО В.Г. Костомарова и проф.В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2013. – 780 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2012.
2. Данцев А.А. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2014.
3. Русский язык и культура речи: учебник для технических вузов /Под ред.В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М., 2013.
Словари и справочники:
1. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М., 2017.
2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 2012.
3. Резниченко И.Л. Современный словарь русского языка. Ударение. Произношение. Орфография. – М., 2010.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: ЭКСМО, 2013.