1. Как готовиться к письменному испытанию
Выбор оптимальной системы подготовки к вступительному испытанию по истории определяется индивидуальными особенностями абитуриента. При этом непременным условием достижения успешности является уверенное владение историческими знаниями, предусмотренными школьной программой.
Абитуриент должен хорошо понимать, что подготовиться к вступительному испытанию за короткий период времени по истории невозможно. На нем испытуемый должен показать знания по истории России с 6 класса, когда школьники только начинают изучать данный предмет. Заметим, что российские школьники изучают историю Отечества 4 года. Можно представить, какой объем информации абитуриенту нужно будет заново прочитать и запомнить. Поэтому лучше всего рекомендуем начинать подготовку заблаговременно. Целесообразно это делать уже в период обучения в 10 классе, так как нет еще особого учебного напряжения в связи с подготовкой к ЕГЭ по ряду выбранных предметов, в целом к выпуску из школы.
Подготовку к вступительному испытанию целесообразно разделить на два этапа: первый – повторение основ школьного курса истории, второй – углубление и расширение ранее полученных знаний. Конечно, такое деление имеет условный характер, так как установить четкую границу между этапами невозможно.
На начальном этапе подготовки рекомендуется пользоваться школьными учебниками и учебными пособиями по истории России за 6, 7, 8 и 9 классы. В ходе работы с ними рекомендуется составлять хронологические таблицы основных исторических событий в Российском государстве и обществе. В течение всего этого времени целесообразно оформление записей в виде «мини-справочника» по ключевым историческим персонажам (личностям) с указанием времени их деятельности, характеристик проводимых ими реформ и преобразований, а также результатов. Для того чтобы закрепить знания в ходе повторения учебного материала, целесообразно выполнять различные задания, включая тестовые. В процессе изучения определенного исторического периода рекомендуется искать информацию не только из учебника. Хорошим дополнением может стать просмотр видеофильмов, база которых обширна, или аудио-прослушивание уроков на исторические темы. Очень важно составление графика работы абитуриента или расписания индивидуальной подготовки.
Каждый абитуриент в принципе знает свои возможности и то, как готовиться к вступительному испытанию. Например, кто-то способен заниматься самостоятельно и не нуждается в контроле. Кто-то лучше запоминает материал, если занимается с репетитором. Прежде чем начать готовиться к вступительному испытанию, абитуриенту следует определиться, как продуктивно начать повторение изученного ранее материала и какого результата ожидать в конечном итоге. Одних устраивает минимальный балл, другим нужна высокая оценка, для получения которой лучше осуществлять подготовку с учителем или репетитором.
Существует несколько технологий, которые могут помочь абитуриенту быстро и качественно запомнить большой объем исторической информации. Одна из них – мнемотехника. Это совокупность специальных способов и приемов запоминания соответствующей информации путем проведения сравнений (ассоциаций) и установления связей. Этой технологией активно пользуются отдельные студенты. Чем впечатлительнее, ярче будет происходить ассоциация абитуриента, тем быстрее и легче информация может отложиться в его исторической памяти. При этом не нужно заучивать все даты подряд. Делать это нереально. Важно умозрительно представить систему, связав даты с периодами истории и ключевыми историческими персонажами конкретного времени. В целом такая ассоциативная память поможет запомнить повторяемый материал гораздо качественнее и шире.
Методы мнемотехники позволяют особенно запоминать биографию исторических личностей, героев Отечества. Абитуриентам достаточно вспомнить знакомых, которые хоть немного похожи по характеру, имиджу, менталитету и т.д. на исторические персонажи.
Важное значение в деле подготовки к вступительному испытанию имеет метод, направленный на оказание помощи в запоминании цифр, исторических дат. Действительно, это весьма актуально, так как многие обучающиеся жалуются на сложность, отчасти невозможность в запоминании многочисленных параметров исторического времени.
Для того чтобы нужные абитуриенту исторические вехи, рубежи прочно закрепились в памяти, целесообразно в мыслях соотнести их с таким числом, которое он хорошо помнит. Это могут быть дни рождения родственников, друзей или чей-то номер дома, квартиры, домашнего городского телефона.
Существует еще один метод, позволяющий хорошо запоминать исторические даты. Для начала нужно перестать воспринимать информацию как цифровой ряд. Абитуриент должен внимательно представить ее, пытаясь увидеть в ней какую-либо модель, фигуру, образ. Возможно, они помогут найти правильный ответ.
В методике подготовки к вступительному испытанию по истории применяется также прием, направленный на отбор важной по содержанию информации и ее эффективное запоминание. Он предполагает коллективную подготовку абитуриентов и реализуется по схеме «Три предложения». Суть приема заключается в том, что обучающийся сначала прочитывает лекцию или параграф учебника, учебного пособия по конкретной теме, а затем выбирает из материала три основных предложения, в которых раскрывается и передается главный содержательный смысл. Эти предложения проговариваются вслух не менее 3 раз, а затем записываются в рабочую тетрадь.
В вузовской практике подготовки абитуриентов к вступительным испытаниям широко применяются приемы тайм-менеджмента. Это наука управления временем, методы и принципы которой можно использовать как в работе, так и жизни, в частности при подготовке к экзаменам, включая вступительное испытание по истории. Тайм-менеджмент предполагает различные практические решения, но все они сводятся к нескольким простым правилам:
1. Если предстоит повторить большую тему, охватывающую историческую эпоху (десятилетия, столетия), то ее содержание следует разбить на модули.
2. На изучение модулей должно отводиться адекватное время (например, на дополнительное изучение, повтор отдельного параграфа объемом до 15 страниц следует выделять до 30–35 минут).
3. Начав подготовку, не рекомендуется делать перерыв на несколько дней. Целесообразно уделять подготовке к вступительному испытанию по истории каждый день по 2 часа.
4. Ошибочным следует признать решение о начале подготовки к вступительному испытанию по истории менее чем за месяц.
На втором этапе подготовки , после повторения основ школьных курсов истории, рекомендуется приступать к выполнению заданий, различных тестов повышенной сложности, практикуемых, например, в ходе проведения конкурсов, олимпиад различного уровня. Эти задания можно найти в пособиях для поступающих в вузы и издающихся в достаточном количестве. Как правило, многие задания в таких пособиях приведены с ответами. Однако, ознакомившись с текстом задания, рекомендуется не спешить с переходом к просмотру самого ответа. Важно абитуриенту ответить самостоятельно. И только если это не удается, логично поинтересоваться правильным ответом, изложенным в учебно-методических материалах.
В целом каждому абитуриенту необходимо создать свой индивидуальный психологический настрой на экзамен, творчески мобилизовать энергию и волю. Подготовиться к дополнительному испытанию – это не просто прочитать какие-то учебные материалы, вспомнить и повторить ранее изученный материал, а попытаться понять, что это этап приобретения системности в знаниях, переосмысления и прочного запоминания. Залогом успеха может выступать только планомерная, основательная подготовка.
Абитуриентам необходимо заранее представить весь объем материала, который необходимо усвоить, четко распределить по блокам и узловым темам, наметить этапы и сроки изучения каждого раздела.
2. Вступительное испытание
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится три астрономических часа. Задание выполняется обычным образом, но ответы заносятся в специальный бланк и затем с помощью компьютера сравниваются с правильными. Поэтому очень важно записывать ответы четко и разборчиво.
Каждый вариант экзаменационной работы по истории содержит 15 заданий, разработанных на основе содержания первых трех разделов программы дополнительного вступительного испытания. Все задания разделены на две части.
Задания 1 части (1–10) основаны на знаниях абитуриентами категориального аппарата, исторических событий и фактов, их хронологии, деятельности исторических личностей, отечественного культурного наследия в рамках отечественной традиционной периодизации: с древнейших времен до конца XVII века, с конца XVII века до начала XIX века, 1801–1894 гг., с 1894 г. до наших дней.
Задания 2 части (11–15) разработаны с высоким уровнем сложности в рамках последовательности изучения разделов курса истории в средней школе: история Древнего мира до V века, история Средних веков до середины XVII в., история Нового времени с середины XVII до конца XVIII вв., история Нового времени XIX в., Новейшая история XX–XXI вв. Они направлены на проверку умений абитуриентов анализировать текстовые исторические источники, конкретные исторические ситуации, аргументировать собственную точку зрения по узловым проблемам отечественной истории.
Рекомендуемая литература
Основная литература
Учебники по истории для средней школы за 6-11 классы, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации.
Дополнительная литература
1. Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в вопросах и ответах. Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Проспект, 2018. – 320 с.
2. Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI в. Учебное издание.- 7-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2004. – 928 с.
3. Карпачев С.П. История России. Краткий курс лекций. – М.: Юрайт, 2013.–273 с.
4. Кириллов В.В. История России. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2015. – 663 с.
5. Орлов А.С., Полунов А.Ю. и др. История Отечества. Пособие для поступающих в вузы.- М.: Простор, 2005. - 476 с.
6. Пазин Р.В. История. 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ: 400 заданий высокого уровня сложности. – Р на/Д., 2013. – 304 с.