Обществознание – дисциплина мировоззренческого характера. Она вооружает учащихся знаниями об обществе и стимулирует выражение собственного отношения к общественным процессам и явлениям. Обществознание охватывает широкий круг вопросов, которые направлены на раскрытие исторического смысла прошлых эпох и современности через человеческое измерение. Эти цели реализуются в последовательном рассмотрении духовно-целостных ориентаций личности и общества, определяющих самобытность цивилизации. Человек рассматривается в системе социальных, политических, духовных, экономических отношений. Охват такого широкого круга вопросов создает определенные сложности в усвоении знаний и сдаче дополнительного вступительного испытания.
Дополнительное вступительное испытание по обществознанию проводится в письменной форме по билетам, содержащим теоретические вопросы, предусмотренные соответствующей программой.
Раздел 1. Содержание программы
Раздел 1.1. Общество
Общество как сложная динамическая система. Развитие взглядов на общество. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду. Правовая защита природы. Общество и культура. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества. Общественные отношения.
Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества. Ступени человеческой истории. Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция и революция. Революция и реформы. Модернизация. Возможность альтернативности общественного развития.
Культура и цивилизация. Типы цивилизации. Современные цивилизации. НТР и ее социальные последствия. Перспективы постиндустриальной цивилизации.
Проблема общественного прогресса и его критериев. Относительность и противоречивость прогресса. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.
Человечество как социальная общность. Многообразие. Взаимосвязь и целостность современного мира. Противоречия современного общественного развития. Глобальные проблемы человечества. Стратегии выживания человечества в условиях обострения глобальных проблем.
Раздел 1.2. Человек
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Взаимоотношение духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке. Сознание. Разум. Сознательное и бессознательное.
Бытие человека. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Способности человека. Человеческая деятельность, ее многообразие. Творческая природа человека. Предназначение человека. Цель и смысл жизни человека. Объективное и субъективное содержание смысла жизни. Ценность жизни человека.
Основные социальные феномены жизни человека. Труд и трудовая деятельность. Игра в жизни человека. Общение и коммуникация. Многообразие видов общения. Функции общения.
Личность как субъект общественной жизни. Социализация и воспитание личности. Поведение. Самореализация личности. Саморегуляция. Свобода и ответственность личности.
Общая характеристика межличностных отношений. Социальный конфликт, конфликтные ситуации и способы их разрешения.
Духовный мир человека. Мировоззрение. Система ценностей. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации.
Раздел 1.3. Познание
Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Интуиция. Истина и заблуждение. Критерии истины. Истина абсолютная и относительная.
Научное познание. Познание и творчество. Знание и вера, их соотношение. Формы и методы современного научного познания.
Особенности социального познания. Факты, теории, оценки. Науки, изучающие общество. Проблема социального прогнозирования.
Науки, изучающие человека, их система. Развитие взглядов на человека. Целостное постижение человека.
Многообразие путей познания и форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Самопознание.
Раздел 1.4. Духовная жизнь общества
Культура, ее сущность и функции. Культура и духовная жизнь. Духовная культура. Формы и разновидности культуры: духовная и материальная, народная, массовая, элитарная. Средства массовой информации. Тенденции духовной жизни современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.
Наука как часть культуры. Наука и общество. Наука как система знаний и вид духовного производства. Особенности современной науки. Дифференциация и интеграция наук. Научная картина мира и ценностномировоззренческие формы знания. Возрастание роли науки в условиях НТР.
Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности. Моральный выбор.
Религия как феномен культуры. Функции религии. Религиозное сознание. Религиозный культ. Религиозные организации. Религия и мораль. Религия в современном мире. Свобода совести и вероисповеданий.
Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Значение искусства для человека и человечества.
Образование в системе духовного производства. Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации личности. Уровни общего и профессионального образования в Российской Федерации.
Раздел 1.5. Экономика
Экономика: наука и хозяйство, теория и практика. Потребности и ресурсы: проблемы выбора. Роль экономики в жизни общества. Типы экономических систем, их отличительные признаки. Виды экономических отношений. Экономический цикл, его основные фазы. Экономический рост.
Экономическое содержание собственности. Формы и отношения собственности. Разгосударствление и приватизация. Частная собственность на землю и ее экономическое значение.
Экономическая деятельность. Общая характеристика сферы производства и сферы услуг. Производство: структура, факторы, виды. Измерители экономической деятельности. Экономика производителя.
Предпринимательство: сущность, функции, виды. Правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Рынок как особый институт, организующий социально-экономическую систему общества. Многообразие рынков. Конкуренция. Спрос и предложение. Обмен. Специализация. Россия в условиях рыночных отношений.
Деньги, их функции. Банки, инфляция.
Государство и экономика. Экономические функции и задачи государства. Экономическая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование экономики. Налоги, их виды и функции.
Мировая экономика. Россия в системе международных экономических отношений. Международное разделение труда и международная торговля. Экономическое сотрудничество и интеграция.
Экономика потребителя. Права потребителя, их защита. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Рынок труда. Занятость и безработица.
Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность. Культура производства и потребления. Нравственноправовые основы экономических отношений.
Экономический интерес, экономическая свобода и социальная ответственность хозяйственного субъекта.
Раздел 1.6. Социальные отношения
Социальная структура общества, ее элементы. Социальные отношения и взаимодействия. Социальные изменения. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Личный и социальный статус. Социальные роли. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.
Понятие о малой группе. Групповые нормы и санкции.
Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.
Семья как социальный институт и малая социальная группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества. Брак. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка.
Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм.
Компромисс. Толерантность.
Социальное законодательство. Социальная политика.
Раздел 1.7. Политика Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы.
Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов.
Политическая система общества. Государство, его признаки и формы. Основные теории происхождения государства. Функции (основные направления деятельности) современного государства. Внутренние и внешние функции государства. Государственный аппарат. Избирательные системы.
Политическая система современной России.
Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство, его сущность и основные принципы. Верховенство права. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.
Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии. Политическая идеология и политическая деятельность.
Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.
Раздел 1.8. Право
Право в системе социальных норм. Роль права в жизни человека, общества, государства. Основные теории происхождения права. Система права: основные отрасли и институты. Публичное и частное право. Норма права и ее структура. Источник (форма) права. Нормативные правовые акты. Закон. Подзаконные Нормативные правовые акты. Правоотношение и его элементы. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Правонарушение: понятие, признаки и виды. Проступок и преступление. Состав правонарушения. Юридическая ответственность: основные признаки, значение и виды. Правомерное поведение.
Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека. Международное гуманитарное право.
Конституционное (государственное) право. Конституция в иерархии нормативных правовых актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Закрепление в Конституции РФ общепризнанных международных стандартов в сфере прав человека.
Система высших органов государственной власти Российской Федерации. Президент РФ и его правовой статус. Федеральное собрание РФ и его структура. Правительство РФ.
Федеративное устройство Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации.
Высшие судебные органы Российской Федерации.
Гражданин, гражданство и государство. Участие граждан в политике и управлении. Политические организации. Многопартийность. Правовое сознание, правовая культура и правовое воспитание: понятие и виды.
Семейное право: понятие и общая характеристика. Правовые основы семьи и брака. Личные (неимущественные и имущественные) права и обязанности супругов. Личные (неимущественные и имущественные) права родителей и детей.
Административное право. Органы государственного управления.
Административное правонарушение и административная ответственность.
Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Право владения, пользования и распоряжения. Обязательства в гражданском праве. Гражданско-правовая ответственность.
Трудовое право. Трудовой договор: понятие, содержание и виды. Формы и виды оплаты труда. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.
Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Цели и виды наказания. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.
Правоохранительные органы.
Раздел 2. Требования к поступающими
В процессе дополнительного вступительного испытания абитуриенты должны показать знание вопросов, изученных в курсе обществознания в школе.
Вступительные испытания предполагают, что абитуриент должен:
знать/понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- особенности развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- свойства регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизма правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов;
- критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
владеть:
- навыками успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- навыками осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- навыками решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- навыками ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- навыками оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Раздел 3. Рекомендации для подготовки к дополнительному вступительному испытанию по обществознанию
В целом поступающие в вуз должны иметь ясное представление как об общесоциальных, так и о государственно-правовых явлениях, знать основные понятия и категории, поскольку понимание тех или иных знаний об обществе, человеке, духовной, политической, экономической, правовой сферах свидетельствует о культуре и широте знаний, что также необходимо будущему сотруднику органов государственной охраны.
Подготовка к дополнительному вступительному испытанию должна быть существенной и целенаправленной с учетом вышеизложенных требований. Это позволит успешно сдать вступительное испытание по обществознанию.
В целом каждому абитуриенту необходимо создать свой индивидуальный психологический настрой на экзамен, творчески мобилизовать энергию и волю. Подготовиться к дополнительному испытанию – это не просто прочитать какие-то учебные материалы, вспомнить и повторить ранее изученный материал, а попытаться понять, что это этап приобретения системности в знаниях, переосмысления и прочного запоминания. Залогом успеха может выступать только планомерная, основательная подготовка.
Абитуриентам необходимо заранее представить весь объем материала, который необходимо усвоить, четко распределить по блокам и узловым темам, наметить этапы и сроки изучения каждого раздела.
При составлении материалов вступительных испытаний по обществознанию авторы руководствовались Образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по обществоведению (включая экономику и право), Примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень), а также кодификатором требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений»).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит.,1990. С. 14–20.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сб. док. М.: Юрид. лит., 1990. С. 32–53.
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Рос. газ. 1995. 5 апр.
4. Конституция Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2014.
5. О Конституционном суде РФ: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011.
7. Гражданский кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
8. Гражданско-процессуальный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
9. Жилищный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
10. Кодекс РФ об административных правонарушениях. М.: Омега-Л, 2014.
11. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Рос. газ. 1998. 2 апр.
12. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) // Рос. газ. 2012. 31 дек.
14. Семейный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
15. Трудовой кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
16. Уголовный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
17. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
18. Уголовно-исполнительный кодекс РФ. М.: Омега-Л, 2014.
19. Аверьянова Г.И. Тематические тренировочные задания М.: Эксмо, 2009. 20. Автономов В.С. Экономика: учебник для 10-11 кл. общеобразоват.
учрежд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 240с.
21. Арбузкин А.М. Обществознание: Учебное пособие. Часть 1 и 2. Серия «Классический университетский учебник», М.: ИКД «Зерцало», 2014. 312с.
22. Бабаленкова, И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. М.: Эксмо, 2009.
23. Баранов, П.А. Обществознание: полный экспресс-репетитор / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова.
М.: Астрель: Полиграфиздат, 2012.
24. Брандт, М.Ю. Обществознание: понятия и термины. – М.: Экзамен, 2018. – 128с.
25. Белокрылова, О.С., Филоненко В.И. Обществознание. Пособие-репетитор. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2013.
26. Гуревич, П.С., Николаева Е.Э. Обществознание. 11 класс. – М.: Мнемозина, 2011. – 303с.
27. Клименко, А.В., Румынина, В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2013. — 213с.
28. Клименко, А.В., Румынина, В.В. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2005.
29. Корсаков, Г.Г. Обществознание: тесты, задания, лучшие методики. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
30. Кравченко, А.И. Обществознание. Учебник. – М.: Проспект, 2015. – 277с.
31. Кравченко, А.И.. Певцова А.Е. Обществознание. Учебник для 11го класса. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 192с.
32. Кулаков, А.Е. Религии в России: учеб. Пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: АСТ-ПРЕСС-ШКОЛА, 2007. – 328с.
33. Лазебникова, А.Ю. Обществознание. 9 класс ОГЭ. – М.:
«Экзамен», 2018.
34. Лебедев, А.М., Нижников, С.А. Обществознание: Ответы на экзаменационные вопросы. М.: «Экзамен», 2005.
35. Обществознание: Профил. уровень: учеб. для 11 кл. общеобразовательных учреждений. Под ред. Л.Н. Боголюбова,
А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского. – М.: Просвещение, 2019. – 432с.
36. Обществознание: учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2014.
37. Обществознание. Учебно-методическое пособие для поступающих в Академию права и управления ФСИН России. В 2-х частях. Рязань, 2005.
38. Обществознание. Методические рекомендации для абитуриентов Академии права и управления ФСИН России. Рязань, 2005.
39. Обществознание: пособие для абитуриентов. М.: Российская правовая академия МЮ РФ, 2000.
40. Обществознание: учебно-методическое пособие. Рязань, 2001.
41. Сычев, А.А. Обществознание: учебное пособие. М.: Изд-во «Альфа-М», 2013.