Новости
Открыть панель
ruenfrdeitkoptesuk

1522732649Внезапный срыв колес на льду, упавшее на дорогу дерево или автоматная очередь с обочины — водителей, способных быстро и адекватно отреагировать на подобные угрозы на дороге, не так много. Этому не учат в автошколе, а освоить навыки экстренного маневрирования в толкотне городских пробок по пути на работу невозможно. Корреспондент РИА Новости прошел курс контраварийной езды на полигоне Федеральной службы охраны и выяснил, как готовят водителей, ответственных за жизнь первых лиц государства.

 

Водители специального назначения
Полигон автомобильно-мотоциклетного клуба Федеральной службы охраны России находится в нескольких километрах от Горьковского шоссе, в подмосковной Купавне. Скрытый в лесу автодром окружен бетонным забором, неприметные серые ворота, никаких табличек и надписей — с первого взгляда масштабы сооружения оценить сложно.

Технологическое оборудование автодрома позволяет моделировать практически любую дорожную ситуацию в разных погодных условиях — занос автомобиля, неожиданное возникновение препятствия на дороге, аквапланирование, скоростное маневрирование. Здесь же сотрудники Гаража особого назначения (ГОН) отрабатывают действия при нападении на кортеж, уход от погони, прикрытие автомобиля с VIP-персоной, движение в колонне. Задача инструкторов — научить водителей быстро и четко принимать решения, а некоторые навыки довести до автоматизма.

Кроме того, специалисты апробируют на полигоне новые типы автомобилей, поступающие на баланс госохраны. Их гоняют на запредельных режимах, подтверждая заявленные технические характеристики и соответствие высоким требованиям по безопасности. Недавно здесь проверяли и новый лимузин, разработанный для президента России в рамках проекта "Кортеж". Без этого, по словам сотрудников полигона, ни один автомобиль к эксплуатации в ФСО допущен не будет.

На службу в Гараж особого назначения (ГОН) непросто устроиться даже штатному сотруднику ФСО. Чтобы претендовать на должность водителя ГОН, нужно иметь за плечами пять-десять лет служебного стажа. Как правило, молодым сотрудникам сначала доверяют микроавтобусы "Газель" или "Форд Транзит". Затем пересаживают на какой-нибудь легковой автомобиль, например "Форд Фокус".

Только зарекомендовав себя ответственным, безупречным, спокойным и профессиональным водителем, можно получить "путевку" в ГОН, укомплектованный дорогостоящей техникой со спецсигналами. Но и тут за руль представительского "Мерседеса", закрепленного за чиновником высокого ранга, сажают не сразу — на первых порах дают простые задания, скажем, перегонять автомобили по территории гаража. Потом допускают к управлению машинами сопровождения и только после этого доверяют автомобили первых лиц.

Обычно к этому моменту спецводителям уже 30-35 лет. Этот возраст считается наиболее оптимальным для такой работы: реакция и инстинкты все еще на высоте, но человек уже достаточно опытен, его действия взвешенны и обдуманны и, что самое главное, он спокоен и рассудителен на дороге.

Полигон ФСО построили в 2008 году. Это уникальное сооружение не имеет аналогов в России ни по площади, ни по качеству асфальтового покрытия, ни тем более по уровню оснащенности всевозможными инженерными коммуникациями. Проект реализовывался при участии известного немецкого разработчика трасс "Формулы-1" Германа Тильке. Еще один его проект в России — гоночная трасса в Сочи.

Общая площадь полигона достигает 66 тысяч квадратных метров, непосредственно учебно-тренировочный комплекс занимает 48 тысяч квадратных метров. Вокруг площадки оборудовано спортивное кольцо протяженностью 1,5 километра. Автодром располагает сухой и смачиваемой при помощи поливочных устройств поверхность, а для отработки действий водителя при аквапланировании имеется специальная "ванна" длиной 60 метров.

 Водная преграда и "змейка"

Возможность пройти здесь курс контраварийного вождения есть не только у сотрудников ФСО, но и у обычных граждан. Для водителей, желающих улучшить навыки и оценить свои возможности на практике, специалисты автодрома разработали несколько учебных программ. В рамках базового курса обучают основным техническим приемам безопасного управления автомобилем, экстренному торможению и маневрированию, учат правильно чувствовать габариты автомобиля.

Пожалуй, главная ценность таких курсов заключается в том, что подготовкой водителей занимаются высококлассные профессионалы по методикам, разработанным несколькими поколениями инструкторов за более чем вековую историю Гаража особого назначения.

Для практических занятий используются списанные оперативные "Форды Фокусы" и "Мерседесы" S-класса. Солидный пробег, потертая обивка салонов и видавшее виды лакокрасочное покрытие — видно, что автомобили здесь эксплуатируются нещадно. Однако, несмотря на потрепанную внешность, вся техника абсолютно исправна. Машину с неполадками на полигон просто не пустят — подтекающее моторное масло, антифриз или другие технические жидкости испортят дорогостоящее покрытие и оборудование.

Перед занятиями инструкторы обращают внимание на правильную посадку. Руки на рулевом колесе должны быть в положении "без пятнадцати три" или "без десяти два". Спинка кресла устанавливается практически вертикально, а само сиденье регулируется таким образом, чтобы при нажатии на педаль тормоза до упора правая нога полностью не выпрямлялась. Отрывать плечи и спину от кресла во время руления нельзя.

Первое испытание — классическая "змейка" — выполняется на "Форде Фокусе", оборудованном только антиблокировочной системой. Многим это упражнение знакомо еще с автошколы, однако инструкторы ФСО усложнили его, уменьшив расстояние между конусами. Еще труднее проехать между препятствиями задним ходом. Вертеть головой и оборачиваться в поисках нужной траектории запрещено — маршрут прокладывается только по зеркалам заднего вида.

Следующее упражнение — объезд препятствия с торможением на участке скользкого покрытия, коэффициент сцепления которого соответствует ледяной поверхности. Инструкторы напоминают о правильной технике торможения — чтобы эффективно сбросить скорость, нужно не плавно давить на педаль тормоза, а резко бить по ней изо всех сил. Иначе теряются драгоценные секунды, и, соответственно, добавляются метры тормозного пути. Суть упражнения в том, чтобы набрать скорость 60-70 километров в час и экстренно остановиться, маневрируя при этом между двумя рядами водных преград.

Справиться с этой задачей оказалось гораздо сложнее, чем проехать разминочную "змейку". Трехсотсильная пятилитровая "восьмерка", утробно урча, уверенно разгоняет "Мерседес". Ста метров вполне хватает, чтобы набрать нужную скорость перед зоной торможения: удар по педали тормоза, резкий поворот руля — первое препятствие осталось по левому борту, но на скользком покрытии сразу же начинает развиваться занос. Теперь необходимо "поймать" машину, выровнять ее, попасть в створ из столбов воды и проехать между ними. С первого, второго и даже третьего раза это не получается.

Ближе к десятой попытке движения рулем уже точнее и осознаннее, удается даже несколько раз заработать твердую четверку. Но инструктор сигнализирует о завершении этого этапа занятий и смене автомобилей для выполнения так называемого лосиного теста — объезда внезапно возникшего на дороге препятствия.

Главное условие здесь — тормоза можно использовать только после объезда преграды, чтобы не отправить машину в занос еще в самом начале. На скорости около 70 километров в час после резкой смены курса "Форд" кидает в стороны, заставить его вернуться в свой ряд очень сложно.

"Старайтесь рулить и не бойтесь выкручивать руль в обратную сторону еще до того, как проехали препятствие. В противном случае вы потеряете время и уже не попадете на нужную траекторию", — советует по рации инструктор.

Тут особенно чувствуются плюсы и минусы конструкции учебных автомобилей. Лосиный тест выполняется на сухом покрытии, но справиться с заносом заднеприводного "Мерседеса" даже на мокром асфальте гораздо легче. Хотя, безусловно, более предсказуемым поведением в заносе представительские "немцы" обязаны длинной базе и весу в две тонны. Кроме того, S-класс оборудован системой стабилизации. Правда, инструкторы советуют в экстренной ситуации особо не рассчитывать на электронных помощников — иммунитета от заноса они не дают.

"Бешеная корова"

Тренажер "Динамическая плита заноса" представляет собой установленную на уровне асфальта подвижную площадку, которая имитирует неожиданный боковой удар в заднюю часть автомобиля на скорости от 25 до 65 километров в час. После воздействия машину мгновенно разворачивает. Основная сложность при выполнении этого упражнения — вовремя распознать момент удара и быстро определить направление заноса. Тренажер имитирует удары с разных сторон.

"Рулем работаем неэффективно, слишком медленно. Рано отказались от борьбы. Левый занос не распознали. Старайтесь сконцентрироваться на ощущениях", — похрипывает в рации голос наставника.

После нескольких неудачных попыток все же удается приспособиться и вовремя ловить "взбесившийся" "Мерседес". По словам инструкторов, в такой ситуации важно очень быстро работать рулем и не бояться докручивать его до упора. Если машину развернуло на 90 градусов и более, выправить ее уже не получится.

Еще одно интересное упражнение сотрудники полигона называют "Бешеная корова". Выполняется на переднеприводном "Форде", но с одной особенностью: задняя часть автомобиля устанавливается на специальную тележку с колесиками и вывешивается над дорогой. Таким образом имитируется непрерывный занос задней оси автомобиля. С этим приспособлением необходимо пройти все ту же "змейку". Сделать это непросто — багажник "Форда" все время пытается забежать вперед. Машина и вправду движется как корова на льду. Объезжать конусы на такой конструкции удается лишь при грамотной работе с педалью газа, но только на небольшой скорости — 15-20 километров в час.

Безусловно, эти приемы — далеко не все, чему учат водителей Гаража особого назначения. Их работа предполагает регулярные тренировки на протяжении многих лет, что превращает рядовых водителей в профессионалов экстра-класса. А доступные обычным автолюбителям двухдневные курсы контраварийного вождения позволяют проверить имеющиеся навыки и, как подчеркивают инструкторы АМК ФСО, научиться критически относиться к собственным возможностям на дороге.

РИА Новости https://ria.ru/defense_safety/20180615/1522731431.html

Недостаточно прав для комментирования

Авторизация

Группа Вконтакте

Посетители сайта

7293244
Сегодня
Вчера
На этой неделе
На прошлой неделе
Этот месяц
Прошлый месяц
Все дни
6733
8114
20101
7233277
123915
261471
7293244

Ваш IP: 52.90.59.110
19-12-2018 19:46